Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 ясельной группе МДОУ «Д/с №20»
Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а так же играет важную роль в развитии детей во всех образовательных областях.
Развивающая предметно-пространственная среда группы отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и построена в соответствии с основной образовательной программой ДОУ:
При построении предметно – пространственной среды учитываются следующие принципы построения развивающей:
1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка.
2. Принцип уважения к мнению ребенка.
3.Принцип функциональности.
4. Принцип динамичности - статичности среды.
5. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
6. Принцип индивидуальной комфортности.
7. Принцип открытости – закрытости.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Наша группа №3 «Карапузы»оснащенаоборудованием,материаламииигрушкамидлявсестороннегоразвитиядетейраннеговозраста.Этообеспечиваетсяразнообразиемтематики,комплексностьюимногообразиемматериалов.
В группе находятся бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они выполнены из разнообразного материала, имеют разные размеры, цвет, фактуру, стимулируют выполнение разнообразных действий. Мы предусмотрели наличие одинаковых наборов игрушек, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с предметами и не ссорились из-за них.
Так как в нашей группе преобладающее большинство мальчиков, поэтому преобладающее большинство игрушек рассчитано для мальчиков.
Материалы для развития речи:
- Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов)
- Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки)
- Разрезные картинки, наборы парных картинок;
- Серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
- Лото, домино
- Аудиокассеты с записями детских песен, сказок;
Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей
- Книги с красочными иллюстрациями, репродукции
- Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов
- Музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара)
- Фланелеграф
- Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок
Уголок музыкального развития детей:
- Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, дудочки, металлофоны
- Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, звуковые книжки, открытки)
- Аудио средства (магнитофон, наборы дискет с записями музыкальных произведений)
Уголок театрализованной деятельности:
- Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек - персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты)
- Фланелеграф с набором персонажей и декораций
- Различные виды театров
би-ба-бо
настольный
плоскостной
магнитный
театр картинок
пальчиковый
- Картотеки пальчиковых игр
словесных игр
- Конспекты занятий по сказкам
- Консультации для родителей «Покажи мне спектакль»
Уголок для физического развития детей
- домики
- игрушки-качалки
- веревки
- дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения
- массажные дорожки и коврики с разным покрытием
Все эти приспособления побуждают малышей залезать, подлезать, проползать, подползать, перешагивать, прыгать.
- игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:
- мячи разных размеров, в том числе массажные
- кегли
- обручи
- игрушки, которые можно катать, толкать
- тренажеры - предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, шнуровки)
-Консультации для родителей
- Картотеки подвижных игр
Уголок семья для сюжетных игр:
- Куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши
- Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, кроватки)
- Стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол).
- Игрушки для разыгрывания различных сюжетов:
кормления кукол (посуда, столовые приборы)
укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца)
прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);
уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек);
- Детские телефоны
Уголок больница
- для лечения
игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания
Уголок парикмахерская
- зеркало
- расческа
- игрушечные наборы для парикмахерских
Уголок «Ряженья» (для одевания на себя)
- сарафаны
- аксессуары сказочных персонажей
- шапочки
- различные юбки, платья, фартучки, кофточки
- косынки
Уголок строительных игр «гараж»
- Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек
- Машины разных размеров
- различные машины
- набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки
- автобусы, паровозы, самолеты, пароходы, лодки
Уголок природы
Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:
- Столы-поддоны с песком и водой
- Плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы)
- Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны)
- «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками
- Книги, открытки, альбомы, аудио- и видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений
- картины - пейзажи по времени года
- сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые.
- муляжи фруктов и овощей.
-Кукла в демисезонной одежде
-Картотеки дидактических игр, опытов, консультаций для родителей.
Уголок развивающих игр
Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, в группе имеются:
- Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий.
- Матрешки
- Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары)
- Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, черпачки, грабельки, молоточки)
- Наборы разнообразных объемных вкладышей
- Мозаики, рамки-вкладыши
- Конструкторы
- Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся, неваляшки)
- Заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки)
Уголок интеллектуальных игр
Дидактические игры:
- «Цветовая мозаика»
- «Развивающее лото»
- « Геометрическая мозаика»
- «Подбери колёса к машине»
- «Подбери серединку к цветку и бабочке»
- «Выложи узор по схеме»
-Игра «Волшебный мешочек»
- «Развиваем память»
- «Пуговицы»
- «Собери бусы»
- «Пазлы»
- «Мозаика»
- «Рисуем манкой»
- «Повесь фрукты на дерево»
- «Пирамидки»
- Домик (знакомство с цветами и голосами животных)
- «Разноцветные втулки»
- «Спрячь мышку»
- «Тепло – холодно»
- «Кто что кушает»
- « Разложи грибочки по корзинкам»
- «Блоки Дьенеша»
Конструкторы:
- «Винты и гайки»
- «Юный конструктор»
- «Первые пазлы малыша»
- «Музыкальные инструменты»
- «Веселая змейка»
- «Пуговицы»
- Консультация для родителей «Интеллектуальные игры в жизни детей».
- Конспект «Недели игр и игрушки» - интеллектуальные игры для детей младшего дошкольного возраста.
Картотеки дидактических игр:
- «Дидактические игры по сенсорике»
- «Гимнастика для языка»
- «Развивающие игры для дошкольников»
Уголок ПДД
- Дидактические игры.
- Развивающая игра – плакат «Едем, летим, плывем»
- Игра парные картинки «Транспортные состязания»
- Игра «Автобус для зверят»
- магниты «Транспорт»
- Мини – машинки
Книги:
- Музыкальная книга «Мои любимые машинки»
- Книга С. Михалков «Светофор»
- «Транспорт»
- «Машинки»
- «Правила дорожного движения для детей»
Демонстрационный материал:
- « Картинки транспорт»
- «Знаки дорожного движения»
Макеты:
- «Светофор»
- «Главная дорога»
- «Дом»
- « Дорога с пешеходным переходом»
- «Настольный макет дороги»
- «Музыкальный автобус»
- Картотека дидактических игр по ПДД