Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                         

                               Детский сад № 20 "Непоседы"                             

заставка на сайт1458897567 63095

Заставка фильма на сайт1458897567 63095

1001458897567 63095

ehlpriem

Интернет-ресурсы для детей

222

электронное анкетирование- onlain

• Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции. Общаясь с этими семьями в процессе работы можно сделать вывод: какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Как показывает опыт нашей работы, подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. 

       

Неблагополучным семьям по нормализации детско-родительских взаимоотношений, считаю очень важной и выстраиваю поэтапно алгоритм работы с данными семьями:

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентации.

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

7 этап: составление карты семьи, социального паспорта.

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными службами (составление сигнальной карты).

9 этап: составление плана работы с неблагополучной семьей.

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи.

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

          Все эти этапы можно связать в три блока технологии работы с неблагополучной семьей специалистами социально-психологической службы, которые включают три уровня:

1. диагностический;

2. профилактический;

3. реабилитационный.

Диагностический уровень Обязательными этапами диагностики являются: • сбор информации; • анализ информации; • постановка социального диагноза. Конечно, диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. При проведении диагностики необходимо соблюдать определенные принципы; наиболее важные из них. Методологические принципы: а) это объективность в сборе фактов и их интерпретации. Мы должны понимать, что необъективность может привести к непредсказуемым последствиям в работе; б) это множественность источников информации и ее достоверность. Этические принципы: а) конфиденциальность, б) соблюдение этических норм. На данном этапе можно использовать следующие диагностические методы: - наблюдение; - беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану; - диагностические методики: 1. анкеты, опросники: 1. анкета «Взаимоотношения в семье», 2. анкета «Какие мы родители?», 3. «Опросник родительского отношения» А.Я.Варги, В.В.Столина, 4. матрица определения обобщенного показателя социального благополучия учащегося, 5. «Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера, 6. опросник «Измерение родительских установок и реакций (PARY), П. Шеффера. 2. тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить какие-либо параметры). 1.Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье», 2.тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В. В. Столина, 3.методика «Взаимодействие взрослый-ребенок (ВВР)». И.М.Марковской, 4.тест родительского отношения. 3. проективные методики (основаны на рисовании): 1.«Рисунок семьи», 2.Кинетический рисунок семьи», 3.Методика Рене Жиля. 4. анализ документации – изучение документов – важная часть работы, он необходим для дальнейшей работы с семьей. Бывают ситуации, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, тогда может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком. Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка, его внешнему виду.

Профилактический уровень На данном уровне деятельность строится на принципе предоставления достоверной информации, использовании комплекса предупредительных мер, способствующих полноценному функционированию семьи и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснять членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и проводим беседы об ответственности родителей. Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но, безусловно, необходима помощь в таких семьях родителям. Организацию просвещения родителей этой категории направляем на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить подбирать соответствующие методы воспитания, чем мы и занимаемся. Также при планировании работы с родителями необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, наши действия должны быть построены таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы родителями на практике. Таким образом, деятельность направлена на: - творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей в семье; - формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания; - взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений. Пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснение родителям, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например: - хвалить детей за хорошие поступки; - поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе; - стараться научить ребенка исправить неправильный поступок; - разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества; - вовлекать ребенка в процесс принятия решений; - не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок; - не требовать от ребенка того, что он не может сделать; - оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил; - использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь. Конечно, родители должны владеть и приемлемыми методами наказания: - нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым лишив радости совместной трапезы в кругу семьи; - можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но ненадолго; - маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их и похвалить за выполненную работу и т.д. Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа нашего общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не могут адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения. К любой встрече с родителями необходима тщательная подготовка. Для этого необходимо собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы с ее членами. Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, стараемся раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Рекомендуем родителям больше наблюдать за своими детьми, так как наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.

Реабилитационный уровень Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используем следующие технологии: Консультирование – проводим методом беседы, убеждения, активного слушания и т.д. Оказание помощи семье – оказание материальной помощи, помощь ходатайство об устройстве детей в детский сад и пр. 1.Обращение в Городскую межведомственную комиссию. 2.Обращение для оказания материальной помощи семье. 3.Обращение с Сигнальной картой и пр. Метод «письмо-обращение» Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее; пригласить на беседу. Могут быть в виде приглашений родителей на беседу и консультацию в школу, вызов в школу на обсуждение и Совет профилактики. Информирование родителей посредством записей в дневнике обучающегося. Социальный патронаж Считаю, что патронаж – одна из универсальных форм работы, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др. Социальный педагог нередко оказываюсь в ситуации, когда от них ждут помощи. Например, при решении вопроса лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей и т.д. в этом случае необходим глубокий анализ семейной ситуации, сбор необходимой информации. Также хочу отметить, что задача социального педагога – создать в семье ощущение безопасности, для успешной деятельности необходимо постоянно осваивать новые методы и приемы работы с семьей, чтобы понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Уважаемые коллеги, считаю, что оказывая помощь другим людям, мы, должны отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к окружающим. С одной стороны, признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта мы должны научиться смотреть на мир глазами других людей.

Источник: http://mybloginfo.ru/socped/socjobmetod/715-socialno-pedagogicheskie-tehnologii-raboty-s-neblagopoluchnoy-semey.html Блог социального педагога, психолога © mybloginfo.ru

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!