Основная образовательная программа МДОУ «Д/с №20» – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательной деятельности с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, региональных, национальных и этнокультурных особенностей.
Основная образовательная программа МДОУ «Д/с №20» (далее – ООП) реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Цель программы – формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста (ст. 64 №273-ФЗ).
Задачи программы (в соответствии с п.1.6 ФГОС ДО):
1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования рабочих программ педагогов различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9. обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. формирование нравственных и культурных ценностей у дошкольников через использование в образовательном процессе национально-регионального компонента.
ООП сформирована как программа поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
ООП направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- на создание условий, ориентированных на удовлетворение национально-культурных запросов потребителей образовательных услуг.
Содержание ООП обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание ООП отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия с взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
ООП состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.Она разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития воспитанников для успешной готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт.
Вариативная часть Программы отражает развитие детей посредством использования в образовательном процессе этнокультурной составляющей – национально-регионального компонента, который используется в образовательной деятельности таким образом, чтобы он способствовал формированию способностей детей дошкольного возраста на уровне соответствующем их возрастным особенностям.
Объем обязательной части ООП ДОУ составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
ООП включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает цели и задачи реализации ООП, принципы и подходы к ее формированию, а также значимые характеристики для разработки и реализации ООП МДОУ «Д/с №20», в том числе общие сведения о МДОУ, а также характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Содержательный раздел представляет общее содержание ООП, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел включает:
1) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом ФГОС ДО;
2) описание культурных практик и форм деятельности, связанных с реализацией ООП:
3) описаниевариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДОУ:
4) обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей.
5) взаимодействие МДОУ с социумом.
Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, включает
- специфику региональных, национальных и этнокультурных особенностей условий Республики Коми, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- сложившиеся традиции МДОУ.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования не включено в ООП (ввиду отсутствия таковых детей).
Организационный раздел содержит:
1) Комплекс условий реализации образовательной ООП МДОУ «Д/с №20»:
2) Организация режима пребывания детей в ДОУ включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Дополнительным разделом ООП является текст ее краткой презентации. Краткая презентация ООП ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации ООП МДОУ «Д/с №20» указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП МДОУ;
2) комплекс методов, форм и приемов работы по реализации ООП ДОУ;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального образовательного дошкольного учреждения "Детский сад №20"
Краткая презентация основной образовательной программы